Почта:
Время работы:
с 09:00 до 18:00 Пн-Пт
8(4852) 59-45-46
Почта:
Время работы:
с 09:00 до 18:00 Пн-Пт
8(4852) 59-45-46
Время работы:
с 09:00 до 18:00 Пн-Пт
0
0 руб

Что делать, если работник не вернул бумажную трудовую книжку?

19 апреля, 2023

Вопрос: Работодатель выдал сотруднику, оформляющему пенсию, оригинал бумажной трудовой книжки. Прошло больше 1 месяца, но сотрудник трудовую книжку так и не вернул. Что должен сделать работодатель в таком случае? Можно ли привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности?

Ответ: Нельзя привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности за несвоевременный возврат трудовой книжки.

Рассмотрим подробнее.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя выдать сотруднику, оформляющему пенсию, оригинал трудовой книжки для представления в СФР. Но сотрудник обязан вернуть трудовую книжку в течение 3-х рабочих дней со дня ее получения в СФР. Трудовое законодательство не предусматривает ответственности сотрудника за невозврат трудовой книжки в указанный срок, также в нем не прописан порядок дальнейших действий работодателя в подобных случаях.

По поводу дисциплинарной ответственности, привлечь к ней сотрудника можно только за дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок -  неисполнение и ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него обязанностей.

Не смотря на все не ясно, можно ли считать неисполнением факт невозврата работником трудовой книжки работодателю? С одной стороны, обязанность вернуть в трехдневный срок оригинал трудовой книжки установлена ТК РФ. С другой стороны, основные трудовые обязанности сотрудника предусмотрены ТК РФ и среди них нет обязанности своевременно вернуть оригинал трудовой книжки. Привлекать сотрудника к дисциплинарной ответственности нельзя, поскольку своевременный возврат трудовой книжки работодателю не входит в его трудовые обязанности в силу закона.

Ответственность за нарушение правил хранения трудовых книжек возложена на работодателя, но в данном случае она не применяется. Трудовая книжка была выдана работнику на законном основании. На основании его заявления для оформления пенсии.

В данной ситуации рекомендуем работодателю запросить у сотрудника письменное объяснение о причинах, по которым он не вернул трудовую книжку в установленный срок.

Работодатель может обратиться в территориальный орган СФР с запросом, была ли возвращена трудовая книжка сотруднику после оформления пенсии. Письменные объяснения сотрудника, а также ответ из СФР помогут работодателю избежать административной ответственности за нарушение правил хранения трудовых книжек, если у контролирующих органов возникнут вопросы на этот счет.

Но если сотрудник сообщил, что он потерял трудовую книжку, необходимо оформить ее дубликат. Для этого сотрудник подает на имя работодателя соответствующее заявление. Дубликат оформляется в течение 15 рабочих дней со дня его подачи. 

Другие статьи
27 мая, 2024
Какие первичные документы оформить, если сотрудник не получал аванс на командировку?
20 мая, 2024
Сколько хранить расчет по страховым взносам (РСВ)?
13 мая, 2024
Могут ли в организации работать родственники?